Работа по самообразованию
План
работы над темой самообразования
“Конструирование
и проведение урока истории на основе
исторических документов”
Тема
|
Сроки
работы
|
Этапы
работы
|
Конструирование
и проведение урока истории на основе
исторических документов
|
2016-2021 гг.
|
2016/2017
учебный год – изучение методических материалов, накопление дидактических
материалов, проведение уроков истории с использованием исторических
документов.
2017/2018
учебный год – разработка ЭСО, демонстрация
разработок на
районном МО учителей истории и обществоведения, подготовка творческого
отчета, создание электронного исторического архива
2018/2019
учебный год – разработка проекта программы факультативных занятий “Мир
истории в документах”, создание разработок уроков на основе исторических
документов.
2020/2021
учебный год – подготовка материалов к публикации в периодических изданиях
|
На уроках истории документы могут
использоваться как учителями, так и учениками. Чаще всего учитель привлекает на
урок документы повествовательно-описательного характера. Работа учеников с
документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных
возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется
наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем
его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах - растет число анализируемых
хозяйственных и юридических документов; в 9-11классах - все шире привлекаются
политические, программные документы.
Итак,
обучение работе с документом включает следующие этапы: 1)
учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализируют документ под
руководством учителя; 3) работают под руководством учителя и самостоятельно; 4)
самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников
с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения,
описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие
сочинения. Необходимо отметить, что для самостоятельной работы документ
необходим каждому ученику.
Работа с документами также включает
в себя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана;
объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой;
самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное
сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то
же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его
логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому
или иному положению. Учитель предлагает ученикам "прочитать, что сказано
об этом в документе", "привести место из документа, где сказано об
этом", "доказать на основе текста документа", "подтвердить
свое мнение документом".
У старших школьников работа с
документами усложняется. Им уже предстоят более сложные задания: выберите
главное, второстепенное в содержании документа; мотивируйте свой выбор;
определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено
данное явление или процесс; продумайте, какие исторические условия подготовили
появление такого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;
сравните условия; отберите по документальному источнику данные; дайте
характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по
первоисточнику сообщение; поразмышляйте, как изученный документ (группа
документов) помогает понять современные общественные явления.
Прежде чем обратиться к
документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и
кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. Ученики
читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы,
задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано
в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения?
Лишь затем осуществляется повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы
учеников должны быть полными исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на
документ.
Выразительность документа
усиливается, если удается соединить его содержание с наглядным изображением.
Подобрать документы учителю
помогают школьные хрестоматии. Одни хрестоматии содержат только документы,
другие — документы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной
литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных
произведений. Учитель применяет те или иные хрестоматии в зависимости от целей
урока и решаемых на нем задач.
В своей работе я активно использую документы на всех этапах
обучения, при решении различных задач. Исторический документ я включаю в свой
рассказ чаще всего с целью конкретизации материала, придания ему большей
эмоциональности. Документальный материал вводится в повествование в виде очень
небольших отрывков. В этом случае не обязательно каждый раз указывать источник,
откуда берется материал. Просто достаточно общего указания: "по
свидетельству летописца", "по словам современника", "по
материалам газет и журналов", "из выступления", "из
сообщения" и т.д.
Большой интерес вызывает мемуарный материал, свидетельства
современников и участников событий.
В зависимости от
содержания документа, от подготовленности класса краткий разбор документального
отрывка можно сочетать с постановкой вопросов по документу перед классом.
Вопросы к документу перед его чтением и разбором приобретают в этом случае
характер постановки проблемы, а дальнейшее изложение и разбор документов -
проблемного изложения.
Самостоятельная работа учащихся с документами предполагает:
1.Работу с одним или несколькими документами. Анализ
документов, восстановление хода исторического события.
2.Работу с несколькими документами, объединенными одной
проблемой:
а) сравнить документы, выявить общее или различное в
позициях, взглядах, настроениях участников событий, проанализировать эволюцию
их взглядов;
б) проанализировать мотивы поступков, действий участников
событий;
в) оценить отдельных участников событий, создать их
политический и нравственный портрет;
г) дать оценку документам как источникам исторических знаний;
д) высказать свое мнение относительно значения исторического
события.
Использование такого метода, как проблемно-ролевая игра,
делают уроки особенно интересными. Участники такой игры решают поставленную
перед ними задачу с учетом характера, мнений, взглядов персонажей. Учащиеся
получают возможность творить, ориентируясь на документально зафиксированные
поступки и суждения исторических деятелей. При этом многое домысливается,
моделируется учащимися, пытающимися вжиться в образ. Познавательная
эффективность ролевой игры определяется тем, что делают, говорят сами
участники. Также в игре учащиеся овладевают коммуникативными умениями.
Комментарии
Отправить комментарий