Проектная деятельность


Урок-конференция на тему: “Экономическая политика германских оккупационных властей на территории Беларуси (1941-1944 гг.)” (урок обобщения по разделу “Великая Отечественная война”)
                                                                                                     


План урока
1.     Историография проблемы
А) Советская историография экономической политики оккупационных властей на белорусских землях  в 1941-1944 гг.(1945 – 1956 гг.)
Б) Советская историография экономической политики оккупационных властей на белорусских землях в 1941-1944 гг.(60-е -80-е гг.)
В) Постсоветская историография экономической политики оккупационных властей на белорусских землях в 1941-1944 гг.
2.     Место Беларуси в экономических планах германского руководства
3.     Германский аппарат ведения хозяйства оккупированной территории Беларуси.
А) деятельность хозяйственных команд и инспекции “Центр”
Б) деятельность ЦТО “Восток”
          4. Аграрная политика оккупантов
           5. Политика германских властей в сфере промышленного производства


Цель: содействовать активизации научно-исследовательской деятельности учащихся

Задачи: 
1.     Проследить эволюцию научных взглядов на проблему
2.     Определить место белорусских земель в планах германского руководства
3.     Определить особенности организации и функционирования хозяйственного аппарата
4.     Оценить эффективность аграрной политики германской администрации
5.     Выявить характерные черты и особенности политики германских властей в сфере промышленного производства

Подготовительный этап:
Предварительно перед проведением лекции-конференции учитель вместе с обучающимися распределяет вопросы плана лекции. Учитывая объемность вопросов, на каждый из них будет назначаться по два человека (за исключением первого вопроса, на который назначается 3 человека). Учитель предоставляет список литературы, необходимой для подготовки выступления. В процессе подготовки  обучающиеся консультируются с учителем. Выступая в роли научного руководителя, учитель редактирует и корректирует доклады. На каждый доклад отводится от  5 до 7 минут. В качестве раздаточного материала могут быть использованы следующие документы: “Указ о полномочиях Геринга по использованию экономики оккупированных восточных областей” от 29 июня 1941 года, “Директивы по руководству экономикой во вновь оккупируемых восточных областях” (Зеленая папка). Учитывая объем документов, все обучающиеся (а не только выступающие) предварительно перед проведением лекции-конференции распечатывают их.

Вступление (учитель)
               
 Планируя нападение на СССР, верховное командование вооруженными силами Германии намечало провести в отношении советской страны не только самую крупную военно-стратегическую операцию, но и наиболее широкомасштабную в истории мировых войн экономическую экспансию. Беларусь в годы Великой Отечественной войны, как показывают документы, представляла собой уникальный военно-экономический феномен, сущность которого определялась нацистской экономической политикой и преступной практикой «ведения хозяйства» на оккупированных белорусских землях в 1941–1944 гг.

Средства обучения: “Указ о полномочиях Геринга по использованию экономики оккупированных восточных областей” от 29 июня 1941 года, “Директивы по руководству экономикой во вновь оккупируемых восточных областях” (Зеленая папка).

Ход занятия

1.Историография проблемы.

Рекомендации для выступающих: В этом вопросе выступающим  необходимо выделить  особенности каждого из этапов историографии экономической политики германских властей. Так, для первого этапа советской историографии (1945-1956) характерно описание германской экономической политики исключительно как политики разграбления захваченных территорий, а также возвеличивание роли ВКП(б) в организации срыва хозяйственных планов оккупантов. Для второго этапа(60-е – 80-е гг.) характерно более критическое осмысление экономической политики нацистов, впервые анализируется сама структура хозяйственного аппарата, появляется интерес к отдельным вопросам экономической политики (монография Факторовича “Крах аграрной политики немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии” за 1979 год). Для постсоветской историографии характерно постепенное избавление от идеологических штампов, преимущественный интерес к вопросу о белорусских остарбайтерах и их положению на территории Германии.

2. Место Беларуси в экономических планах германского руководства.

Рекомендации для выступающих: В этом вопросе обучающиеся должны уделить внимание анализу такого документа как “Директивы по руководству экономикой во вновь оккупируемых восточных областях” (“Зеленая папка” или план “Ольденбург”). Это главный документ, который определял суть, методы и направления экономической политики, поэтому ему стоит уделить пристальное внимание. Из-за его более практической направленности этот вопрос стоит назначить сильному ученику.

3.Германский аппарат ведения хозяйства оккупированной территории Беларуси.
                                                                                                       
Рекомендации для выступающих: В этом вопросе стоит акцентировать внимание на структуре хозяйственных органов осуществления экономической политики, определить их цели и задачи, оценить эффективность этих органов в осуществлении экономической политики. Выступающие  могут построить свой ответ с опорой на схему хозяйственного аппарата оккупационных властей.

4.Аграрная политика оккупантов.

Рекомендации для выступающих: В этом вопросе обучающиеся должны выделить два этапа аграрной политики германской администрации (июль 1941 – февраль 1942 гг., февраль 1942 – май 1944),  определить особенности каждого из них, сделать акцент на реформах проводимых оккупантами, выявить последствия данной политики, дать оценку аграрной политики германских властей

5.Политика в сфере промышленного производства.

Рекомендации для выступающих:  Здесь следует остановиться на географии промышленного производства, ведущих отраслях, проблеме нехватки рабочей силы, дать оценку промышленной политики оккупационных властей

Заключение
Таким образом, экономическая политика преследовала одну единственную цель – обеспечение военных нужд Германии. И выполнить ее германские власти пытались любой ценой, максимально эксплуатируя  людские и материальные ресурсы. Но как показали дальнейшие события войны, такая политика привела к тому, что население стало активно саботировать ее и участвовать в сопротивлении оккупационному режиму, в т. ч. и партизанском  движении.




 ДОВУЗОВСКАЯ ПРАКТИКА АБИТУРИЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Цель: способствовать укреплению сотрудничества учреждений общего среднего образования и педагогических высших учебных заведений.
Задачи:
1.    Содействовать формированию практических знаний, умений и   навыков у абитуриентов, поступающих на педагогические специальности.
2. Способствовать формированию системы довузовской педагогической практико-ориентированной подготовки абитуриентов педагогических специальностей.
Тема:  Программа практической подготовки абитуриентов педагогических специальностей на базе учреждений общего среднего образования.
Предмет: Практическая подготовка абитуриентов педагогических специальностей на базе учреждений общего среднего образования.
Объект:  Педагогическое образование.
Актуальность: Существование потребности в формировании системы практической подготовки абитуриентов педагогических специальностей на базе учреждений общего среднего образования.
Практическая значимость: Предложенная программа может быть использована в 10-11 классах учреждений общего среднего образования.
Область применения: учреждения общего среднего образования

Программа практической подготовки абитуриентов педагогических специальностей на базе учреждений общего среднего образования

Для углубления  взаимодействия педагогических вузов и школы в подготовке абитуриентов к поступлению на соответствующие специальности предлагается создать базы прохождения педагогической практики для этих лиц.  Суть состоит в том, что учащиеся  выбирают предмет, который является профилирующим на их будущей специальности, и проходят в течение двух лет педагогическую практику. Разумеется, практика длится не целый год, а определенные периоды времени на протяжении этого года. Примерно программа  должна включать в себя следующие элементы:
Раздел I. Теоретический аспект
1.     Изучение основных теоретических понятий (урок, формы и виды урока, технологии построения урока) – 1 ч.
2.     Изучение основной  документации учителя (Кодекс об образовании, учебные программы, образовательные стандарты, инструктивно-методические письма, поурочное планирование, КТП) – 5 ч.
3.     Понятие “Классный руководитель”. Технология работы классного руководителя – 1 ч.
4.     Понятие “Норма оценивания”.  Десятибалльная система оценки знаний.  – 2 ч.
5.     Понятие Образовательный менеджмент – 1 ч.
6.     Проведение комплексного зачета по первому разделу – 1 ч.
            
Раздел II. Практический аспект

1.       Методика составления плана-конспекта урока. Практический зачет. – 3ч.
2.       Методика составления КТП. Практический зачет.  – 4 ч.
3.       Анализ урока. Оценка знаний учащихся. Практический зачет – 2 ч.
4.       Проведение комбинированного урока. Зачетный урок. – 5 ч.
5.       Проведение урока обобщения. Зачетный урок – 2 ч.
6.       Проведение урока контроля знаний.– 2 ч.
7.       Проведение урока – практикума. Зачетный урок. – 2 ч.
8.       Работа с классным журналом (здесь преобладает наглядный метод работы потому, что понятно, что учащемуся нельзя делать записи в журнале) – 2 ч.
9.       Знакомство с основами управления учебным заведением. Составление плана воспитательной работы школы. Составление учебного плана. – 4 ч. (Проводится занятие непосредственно администрацией школы)
10.   Проведение комплексного зачета по второму разделу. – 3 ч.
11.   Итоговый контроль – 1 ч.
Необходимо заметить, что для реализации теоретической части программы рекомендуется использовать внеурочное время и шестой школьный день. Это связано, прежде всего, с внушительным объемом теории, необходимой для усвоения практической части.  Что же касается часов, выделенных на изучение теоретических понятий, то необходимо подчеркнуть, что это астрономические часы, а не учебные (а в практической части это учебные). Теперь более подробно остановимся на практической части программы.  
При обучении учащегося составлению плана-конспекта урока необходимо уделить особое внимание целеполаганию. Учащийся должен усвоить, что цель носит триединый характер и состоит из трех аспектов: обучающего, развивающего и воспитательного. Особенно сложно сформулировать развивающий и воспитательный аспекты цели урока, так как они носят весьма абстрагированный характер. Здесь учащийся должен усвоить, что при формулировке развивающего аспекта необходимо обращаться к учебной программе, где расположен список способов деятельности учащихся, которые те должны усвоить в ходе обучения. При формулировке воспитательного аспекта учащийся должен помнить, что он используется в связке с такими глаголами как содействовать, способствовать. Например: содействовать воспитанию политической культуры учащихся. Это правильный вариант. А вот и неправильный: воспитать политическую культуру учащихся. После усвоения целеполагания можно приступать к составлению самого плана урока. Здесь необходимо учащемуся продемонстрировать многообразие форм поурочного планирования: стандартный план, в виде таблички, в виде схемы-“солнышка” и т.д. Учитель подробно останавливается на каждом элементе (опрос д/з, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, д/з). Затем он демонстрирует, как составляется план-конспект. Учащийся после наглядного примера пробует его составить самостоятельно. Закрепление происходит в виде зачета, на котором от учащегося требуется по заданной теме составить план-конспект.
При знакомстве с календарно-тематическим планированием учитель должен продемонстрировать его две вариации: на печатной основе и авторское. Основное внимание, естественно, уделить необходимо авторскому. Технология обучения здесь практически аналогична методике обучения составления плана-конспекта, только без расписывания хода урока. Учитель демонстрирует как составляется КТП на неделю, месяц (на большие промежутки времени составлять не рекомендуется здесь упор делается на усвоение учащимся механизма составления планирования). Учащийся вслед за учителем пробует самостоятельно составить КТП на неделю.  Закрепление происходит в виде зачета, на котором от учащегося требуется составить на месяц календарно-тематическое планирование.
Для работы над анализом урока рекомендуется предварительно подготовить несколько видеоуроков. На их примере учитель демонстрирует, как проводится анализ урока. Затем учащемуся предлагается самостоятельно проанализировать урок. После усвоения методики анализа урока учитель и учащийся повторяют теоретический материал по теме “Норма оценивания.  Десятибалльная система оценки знаний”. Затем на уроке практикант закрепляет теоретические знания путем оценивания ответов своих одноклассников. После урока происходит обсуждение. Закрепление проходит в виде зачета, который состоит из двух частей: анализа урока и оценивания.
Перед проведением учащимся уроков различных типов учитель приводит ему наглядные примеры. Затем с учетом сформированных ЗУН учащийся проводит занятия. После их обсуждение. Учитель формулирует свои рекомендации.
Работа с классным журналом будет носить специфический характер, связанный, прежде всего, с невозможностью на практике закрепить свои знания. Поэтому учителю придется добиваться этого закрепления хотя бы в теории. Работа с журналом начинается с изучения инструкции по ведению классных журналов, затем происходит изучение особенностей их заполнения.
При знакомстве с основами управления школы учащийся на отведенное время закрепляется за администрацией школы. Практикант знакомится с правами и обязанностями руководства школы, особенностями работы в данном конкретном учебном заведении. Затем идет знакомство с учебным планом и планом воспитательной работы. Закрепление происходит в виде составления элемента этих планов, отчета о деятельности школы, деловой игры “Распредели нагрузку”.
Комплексный зачет по второму разделу включает в себя:
1.     Составление  плана-конспекта
2.     Составление элемента КТП
3.     Проведение одного из типов урока
4.     Анализ урока и оценка знаний учащихся
Итоговый контроль проводится  в виде зачета по билетам. Билеты включают 1 теоретический вопрос и 1 практический.
Предложенная программа на данный момент является лишь теоретическим предложением, которое потребует, без сомнения, определенных корректировок. Чтобы упредить критику данного проекта, необходимо заметить еще раз, что в данный момент он является теорией, а чтобы стали яснее достоинства и недостатки  этой идее, ее необходимо опробовать на практике.  

ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЕЙ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА (СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ ПРОТАС Е.Э.)



ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕТОПИСЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 Г. ФАНИПОЛЯ"

https://sites.google.com/view/fanschoolchronicle/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F


GOOGLE-САЙТ "ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА"


ХРОНИКИ ПО ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭПОХА УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ
Х век – создание школ грамот. Характерные черты: 1) носили преимущественно религиозный характер; 2) отсутствие специализированных учебников;
ХII век – деятельность Ефросиньи Полоцкой. В сфере образования способствовала созданию нового типа школ: скрипториев – школ  по переписыванию книг.
“Житие Ефросиньи Полоцкой”:
“И вошла она туда, и начала писать книги своими руками, и прибыль от продажи их отдавала тем, кто беден ” (о создании и целях деятельности скрипториев)
Конец XII – начало XIII вв. – деятельность  Авраамия Смоленского. Продолжал просветительскую деятельность Ефросиньи Полоцкой. Способствовал открытию большого количества школ грамот и скрипториев в Смоленске.

ЭПОХА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
1414-1420 гг. – деятельность митрополита ВКЛ Киприана.  Главной целью образования провозгласил воспитание общества в религиозном духе.
Вторая половина XVI в.  – создание иезуитских школ. Вскоре были преобразованы в коллегиумы – специальные учебные заведения.  Программы обучения этих школ-коллегиумов включали латинский язык, метафизику, философию, схоластику.
1579 – создание Виленской академии – первого высшего учебного заведения на территории Беларуси
1617 – создание Кальвинистской гимназии в Слуцке.
1720 – открытие школ ордена пиаров. Главным отличием от всех религиозных учебных заведений являлась более светская программа обучения.
1700-1773 – жизнь и деятельность Станислава Канарского – главы ордена пиаров. Осуществил реформу школ ордена пиаров. В программу обучения были введены польский язык, история, география, иностранные языки, физическое воспитание. Школы стали доступны для самых бедных.
1764 – создание первого светского учебного заведения на территории – Рыцарской школы
1773 – создание  Эдукационной комиссии – первого в Европе министерства просвещения. Были исключены из программы обучения теологические предметы. Увеличено количество учебных часов на изучения предметов естественно-научного цикла. Все учебные заведения были разделены на провинции, провинции делились на округа.
1782 – реформа среднего образования.  Согласно этой реформе, создавалось так называемое академическое (учительское ) сословие, которому была предоставлена судебная и административная автономия, самоуправление в делах внутренней жизни, свобода от контроля католической церкви
1783 – утвержден “Статут для академий и школ Речи Посполитой”. 
Выдержка из “Статута” :
“Вообще, учителя стараться должны, чтобы учащиеся больше делали успехов рассуждениями, чем заучиванием предметов наизусть”

ЭПОХА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1803-1804 -  школы белорусских губерний включены в состав Виленского учебного округа
1803-1832 – деятельность Виленского университета.
1819 – открытие первой в Российской империи ланкастерской школы в Гомеле. Ланкастерская школа –школа взаимного обучения.
1836 – перевод обучения на русский язык. Польский исключен из всех программ. Основополагающим в образовании стал принцип “Православие, самодержавие, народность”
1840 – открытие Горы-Горецкой земледельческой школы, преобразованной в 1848 г. в земледельческий институт.
1863 – принятие “Временных правил для народных школ  в губернях  Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской,  Могилевской и Витебской”. Согласно этим правилам  обучение должно было осуществляться только на русском языке.
1864 – школьная реформа. Провозглашена всесословность школ, введена преемственность ступеней обучения.
1864 – открытие первой учительской семинарии в Молодечно.
1887 – принятие циркуляра   “О сокращении гимназического образования” (указ о “кухаркиных детях”).
Выдержка из  указа:
 “ Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию”.
1914 – открытие Минского учительского института.

ЭПОХА БССР
16 октября 1918 – создание единой школы с делением на две ступени: 1) обучение детей 8-13 лет, 2)обучение детей 13-17 лет
26 декабря 1919 – указ “О ликвидации безграмотности среди взрослого населения”. Согласно этому указу все граждане в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были пройти обучение грамоте на родном или русском языке по желанию. 
Выдержки из указа:
«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:
 Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.  Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.
Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
16 февраля 1922  - введение семилетней школы. Были созданы две ступени:  1) 1-4 группы или классы( начальная школа) 2) 5-7 группы (старшая школа)
1926 – введение обязательного всеобщего образования для детей в возрасте  от 9 до 11 лет.
1934-1935 – постановления “ О структуре начальной и средней школы“,  “Об организации обучающей работы, внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школах”.  Были введены единое начало и окончание занятий. Школа стала делиться на начальную(1-4 классы), неполную среднюю (1-7 классы), среднюю(1-10 классы). Была выработана единая шкала оценивания знаний.
Выдержки из постановлений:
1. В целях обеспечения четкой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.
2. В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней - 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней - 10 классов (с 1 по 10 включительно).
3. Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счет от 1 класса до 10.
4. Заведующих неполными средними и средними школами именовать директорами.
5. Воспретить лиц, имеющих специальное педагогическое образование, назначать на другую, не по специальности работу.
Май 1934 г. – указ “О преподавании гражданской истории в школах СССР”. Согласно этому указу история Беларуси перестала преподаваться как отдельный предмет и стала частью курса “История СССР”.
Декабрь 1943 – постановление о введении обязательного всеобщего обучения детей с 7 лет.
Июнь 1944 – постановление “О мерах по улучшению качества обучения в школе”.  Согласно постановлению вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и неполную среднюю школу, и экзаменов на аттестат зрелости оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотыми и серебряными медалями учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.
1959 – введение обязательного всеобщего восьмилетнего образования
1966 – введение всеобщего среднего образования
1977 – введение всеобщего обязательного десятилетнего образования
1984 – переход  на 11-летнее обучение
1991 – принятие закона “Об образовании в Республике Беларусь”




Комментарии